tyoma: (Default)
[personal profile] tyoma

Это только кажется, что прошлое не возвращается. Временами оттуда приходят весточки, которые похожи на нити: потянешь за нее, и вылезает целая история, да еще и с продолжением. Такой весточкой-нитью для меня стали три клипа, выложенные на YouTube канадцем Питер Вронски. Это были клипы групп «Звуки Му», «Аукцыон» и «Телевизор». Казалось бы, ничего особенного – но дело все в том, что я неплохо помню то время и вся видеография, кажется, мною, была изучена досконально. Однако именно этих клипов я точно никогда не видел…

Из интернет-источников выяснилось: Питер Вронски – практикующий ученый-историк, журналист и режиссер-документалист, снял некоторое количество документальных фильмов, в том числе получасовой фильм Russian Rock Underground (1988), откуда, собственно, и взялись три вышеупомянутых клипа. Помимо этого, на счету Вронски документальные фильмы Mondo Moscow (1991), посвященный последнему году Советской власти, «Охота за «красной ртутью» (1992), а также ряд исторических исследований (связанных с историей ордена тамплиеров, личности предполагаемого убийцы президента Кеннеди Ли Освальда и историей серийных убийц Америки), изданных в качестве монографий. В конце 70-х Вронски снял также полнометражный художественный фильм «Дурная компания».

Я написал Питеру; ответ не заставил себя ждать. После недолгой переписки можно было заводить речь об интервью. Оно — чуть ниже.

- Мистер Вронски, вы, случайно, не российского происхождения?

- Безусловно! Мои бабка и дед эмигрировали из России в 1919-м, во время гражданской войны. До начала 40-х семья жила в Югославии, а затем перебралась в Канаду. Там родился я. С рождения меня учили русскому языку в церковной воскресной школе… Да и круг общения у меня был в основном эмигрантский: на улице, с друзьями я общался по-русски, по-хорватски и на калабрийском диалекте итальянского языка. Англоканадцев в нашей компании было один-два, не больше. А английский я начал учить только в школе…

- Как вам удалось стать одновременно историком и киношником?

- На историка учился в университете – это было в Торонто. В то же время там сложилось неформальное сообщество студентов, снимавших кино для себя, что называется. Я вошел в это сообщество, приобрел первые навыки, а потом начал их развивать, и в конце концов меня стали нанима4 ть как оператора. Был я ассистентом режиссера, продюсером, исполнительным менеджером – ну и сам снимал, как режиссер.

- Вы, насколько я понимаю – единственный, кто снимал первых канадских панков в 1977-м….

- Тогда панк был экзотикой. Вокруг него ходило множество слухов – дескать, на панк-концертах творится черт знает что, и я решил сам разобраться. По поводу тогдашней бессмысленной диско-музыки у меня не было никаких иллюзий, а когда я впервые попал на панк-концерт, мне это показалось похожим на добрый старый рок-н-ролл, только громче, злее и с добавлением яростно-анархической энергии – по правде говоря, акты насилия на этих шоу и впрямь случались. За тридцать лет до того, впрочем, Элвиса обвиняли в тех же грехах – это сейчас мы считаем его славным, милым парнем…

- А с чего вы вдруг решили снять кино про подпольный русский рок?

- Когда к власти пришел Горбачев, обстановка вокруг СССР стала меняться, весь мир вдруг заинтересовался вашей страной. Я знал, что у вас существуют два вида рок-музыки – официальная, разрешенная и подпольный рок. Впервые я поехал в Россию туристом из Италии (три дня в Ленинграде, три в Москве) и успел познакомиться с такими людьми, как Петр Мамонов, Борис Гребенщиков и его «Аквариум». Как раз тогда коммунисты благословили открытие московской рок-лаборатории – неподалеку от Кремля, кстати – где молодые группы и музыканты могли играть, находясь под наблюдением и контролем. Перед тем, как играть для публики, их тексты должны были быть прочитаны и одобрены функционерами рок-лаборатории. Мы решили снять документальный фильм, частью которого должны были стать несколько видеоклипов. Я договорился с Гостелерадио о том, что нам позволят привести профессиональные камеры и вернулся через месяц, снова по турпутевке. И удалось снять все, что хотелось!

В первый день у нас был сопровождающий, но потом нас оставили в покое. Думаю, что тогда нам первым удалось западный фильм о том, что происходит в Москве и Ленинграде, без государственного контроля, хотя за нами наверняка следили. Помню, в Ленинграде одна старушка решила, что мы немецкие шпионы и вызвала милицию. С другой стороны, в феврале 1988-го в России было легко снимать. Мы сняли получасовую картину, которую показали в Италии и Канаде (на канадском MTV, между прочим!) Однако ни на VHS, ни на DVD она никогда не выходила.

- Что за фильм Mondo Moscow? И про «красную ртуть» тоже интересно было бы узнать..

- Mondo Moscow я снимал в сентябре-ноябре 1990-го. Это был год последнего парада на 7 ноября (спустя год, после путча КПСС уже была не у власти, и парада не было. А фильм… он показывал сталинистский подтекст архитектуры Москвы на контрасте с деятельностью андеграундных художников и киношников.

В 1992-м я нелегально пробрался в Чечню, чтобы узнать, какова доля правды в бродивших по Западу страшилках о мифической «красной ртути», снимал фильм-расследование. Там я наблюдал начало правления Джохара Дудаева. Должен сказать, что до первой чеченской войны местное население напоминало мне турков или египтян: они не были радикальными мусульманами, они пили водку и пиво, курили гашиш, смеялись над анекдотами, а молились только в свободное от зарабатывания денег и строительства домов время. Могу понять, за что чеченцев не очень любили в России – но Чечня тогда казалась процветающей страной, страной с будущим, очень активной, в которой русские и чеченцы жили вместе и довольно дружно; надо сказать, что в Москве, Минске и Ленинграде в 1992-м обстановка была куда более удручающая (про всю Россию не скажу, конечно – я ее почти не видел). То, что сделали с Чечней обе войны, выглядит чудовищным. Это для меня за пределами понимания.

Питер Вронски (крайний справа, стоит). Чечня, 1992 год.

- «Плохая компания» осталась вашим единственным художественным фильмом. Почему? Нет ли планов вернуться в большое кино?

- Понимаете, снимать кино – дорогое удовольствие. К тому же, если ты не суперзвезда, то тебе приходится иметь дело с кучей очень темпераментных людей, которые отвечают за то и за это, и зачастую они имеют власть над тобой и над тем, что выйдет в результате. А у тебя есть только неотъемлемое право рано вставать по утрам и вкалывать на этих людей… Нет, я лучше книжки буду писать. Я хозяин сам себе, сплю, сколько вздумается, и единственный темпераментный человек, с которым приходится иметь дело – это я сам.

- Ваши личные пристрастия в музыке и кино?

- Я слушаю все подряд – то, что мне кажется хорошим, я имею в виду. Что до кино, то в нем я ищу непосредственности восприятия и хорошей истории, чтобы хотелось сидеть в кресле и как в детстве, ждать, что же будет дальше… Но сегодня кино стало невероятно предсказуемым. Из более-менее недавнего мне понравились «Убить Билла» Квентина Тарантино и «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла. Мое же собственное отношение к кинематографу – и это отчасти дополняет предыдущий ответ – остается несколько инфантильным, и я это осознаю. Просто мне хочется снимать только те фильмы, про которые я точно знаю: их, кроме меня, никто не снимет.



PS. Фильмы Питера Вронского о русском роке и канадском панке выложены в его аккаунте на YouTube. На сайте Питера можно ознакомиться также с его историческими исследованиями.

Впервые опубликовано на сайте F5.RU в 2010 году.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

tyoma: (Default)
tyoma

February 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627 28    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 02:02 am
Powered by Dreamwidth Studios